МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай
Мокшанского района Пензенской области
Урок по русскому языку во 2 классе
на тему «Раздельное написание предлогов со словами»
Провела учитель начальных классов Ежова Н.Ю.
Рамзай, 2014
Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»
Цель: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.
Планируемы результаты: учащиеся научатся употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.
Ход урока.
Организационный момент.
— Здравствуйте. У нас сегодня гости, давайте поприветствуем их. Теперь тихо садятся девочки, затем мальчики.
— Проверьте своё рабочее место, всё ли готово к уроку: на партах у вас учебники, рабочие тетради, дневник, пенал.
— Давайте улыбнёмся друг другу.
Актуализация знаний.
Словарная работа
— Отгадайте загадку.
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех … (апрель).
— Это новое слово с непроверяемым написанием. Какая гласная ударная в слове? (е)
— Какая гласная безударная? (а) Написание этой буквы надо запомнить.
— Разделите слово на слоги и для переноса (ап-рель).
— Составьте предложение с этим словом (записывают самостоят-но)
Орфографическая минутка
(в нетбуках записаны слова) самостоятельно работают
Письмо, коньки, пьют, семья, капелью, свинья, бельё, сильный, колокольчик, певунья, хохотунья, кольцо, ученье.
— Давайте прочитаем слова. Всем ли понятен смысл данных слов?
— Запишите слова в 2 столбика. По какому признаку вы распределите слова?
— Какие слова вы записали в 1 столбик? (слова с разделительным мягким знаком)
— Какие слова вы записали во 2 столбик? (слова с мягким знаком – показателем мягкости)
— Что показывает разделительный мягкий знак? (что гласные и согласные звуки не сливаются)
Самоопределение к деятельности.
(на слайде запись) самостоятельно работают
— Из данных слов составьте словосочетания.
Выходить ……………(дом)
Идти…………………….(лес)
Говорить……………..(брат)
Заботиться…………..(щенок)
— Какая часть речи помогла составить словосочетания? (предлог)
— Для чего служит предлог?
— Как пишется с другими словами?
— Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (о предлоге) на слайде
— Что вы знаете о предлоге?
— Раскройте скобки (работа в парах по карточкам) устно
Тропинка (с)пускалась (с)горы. Цветы (под)резали (под)корень.
— Объясните написание (у глаголов предлогов не бывает, поэтому пишем слитно. У существительных предлоги есть, поэтому слова пишем раздельно).
Работа по теме урока.
Упр. 188 (с. 110) письменно
— Прочитайте задание к упражнению.
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
(на слайде)
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
Рефлексия.
(на слайде запись)
(В)лесах цветёт орешник. (По)опушкам лесов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орёл (с)вил себе гнездо на высоком дереве. Лиса (до)бралась (до)курятника.
— Спишите, раскрыв скобки.
(Проверка с объяснением)
Упр. 187 (с. 110) (резерв) коллективно
Подведение итогов урока.
— О какой части речи говорили сегодня на уроке?
— Что такое предлог?
— Для чего служат предлоги?
— Как пишутся предлоги со словами?
— Перед какими словами никогда не пишутся?
— Что понравилось на уроке?
Домашнее задание.
Выполнить упр. 189 (с. 111)
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Тема: «Раздельное написание предлогов со словами в предложении».
Цель: развитие умения писать предлоги раздельно со словами в предложении.
Задачи:
— расширить и уточнить знания учащихся о правиле написания предлогов со словами;
— познакомить с новыми словарными словами;
— расширять словарный запас учащихся;
— развивать коммуникативные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Осваиваемые УУД
Регулятивные: выполнять учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы); выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); выполнять действия по алгоритму.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Оборудование: учебник, учащимся – учебник, тетрадь.