Урок русского языка в 3-в классе «Творительный падеж имен существительных»
Цель урока: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа.
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных, дать представление о значении творительного падежа в процессе работы с текстом и словом;
Развивающие: развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование:
Учебники “Русский язык” 1 и 2 части. Авторы: М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова.
Тетрадь для самостоятельной работы №1
Презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
Проверьте готовность.
Ручки, книжка и тетрадка
Всё у вас лежит в порядке.
Садитесь.
— Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!
2. Минутка чистописания
— Открываем тетради, запишите число, «классная работа». (СЛАЙД )
Прочитайте слова: те…итория, подста…ка, пр…рода, праз…ник.
— Прочитайте написанные на доске слова. Какие задания вы могли бы предложить выполнить с ними? ( вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.)
— Давайте это задание выполним устно.
Пропишите их на минутке чистописания(Р В И Д)
3.Актуализация опорных знаний
— А я тоже приготовила вам задание : составьте с этими словами словосочетания, согласовав их с другими словами в форме падежа, на который указывает вставленная буква.
(СЛАЙД)
Слова для справок: рад, красивая, взял, уборка
— Прочитайте словосочетание. Укажите падеж существительного. Обоснуйте свой ответ.
4.Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном. ( Т. Рик)
Тема урока «Творительный падеж имен существительных» (СЛАЙД)
— Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок? ( расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…)
5. Работа по теме урока.
1. Чтение в учебнике правила на странице 86 (СЛАЙД)
2. Мы с вами иногда употребляем выражения, совершенно не задумываясь над тем, почему мы так говорим и откуда они пришли. (СЛАЙД)
Не заманишь калачом
— Прочитайте выражение.
— Найдите в “Словаре устойчивых выражений” эту фразу. Прочитайте толкование.
— Определите падеж существительного калачом.
Зарядка для глаз (СЛАЙД)
3. Работа по учебнику стр. 87
Упражнение 72. (Определить падежи выделенных имен существительных. Выписать словосочетания, состоящие из глагола и выделенного существительного)
4. Назови орфограммы в словах: ключ, берёза, солнце, добро, улов, север, срок.
(СЛАЙД)
— Составь слово с этими буквами. ЧЕЛОВЕК
— Составьте предложение со словом человек в форме творительного падежа.
Физкультминутка. (СЛАЙД)
Если увидите на экране существительное женского рода, то присядьте один раз, если – мужского рода, два раза, а если – среднего рода, три раза.(зима, улица, час, минута, дерево, город, дочь, окно, воробей, перо, вилка, дом, синица, дятел)
5.Работа в парах
1 гр. Работа в тетрадях на печатной основе.
Страница 58, упражнение 59
(В данном упражнении дети определяют падежи имен существительных, орфограммы пропущенных букв и вставляют новое словарное слово в текст упражнения.)
2 гр. Прочитай. Спиши предложения. В каждом предложении найди главные члены. Определи падеж выделенных имён существительных.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – слонихой топал слонёнок.
За мамой – лисицей крался лисёнок.
За мамой – ежихой катился ежонок.
За мамой – медведицей шёл медвежонок.
3 гр. Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.
Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).
Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).
Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).
Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).
Октябрь землю покроет – где листком, где ___________________
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, снежком, капелью, делом.
6. Выставление оценок.
7. Подведение итогов. Рефлексия
— Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили при изучении новой темы.
— Как вы думаете, достигли мы цели?
— Сколько падежей в русском языке?
— Какие тайны открыл для вас творительный падеж?
-Какая работа понравилась на уроке?
-Какая работа вызвала затруднение?
— Ребята, закрасьте ту часть круга,
которая соответствует вашему впечатлению от урока:
8.Домашнее задание: У. с.89 №74.
Т. С.59 №60*. У. с.86 правило.
(СЛАЙД)
2 гр. Прочитай. Спиши предложения. В каждом предложении найди главные члены. Определи падеж выделенных имён существительных.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – слонихой топал слонёнок.
За мамой – лисицей крался лисёнок.
За мамой – ежихой катился ежонок.
За мамой – медведицей шёл медвежонок.
2 гр. Прочитай. Спиши предложения. В каждом предложении найди главные члены. Определи падеж выделенных имён существительных.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – слонихой топал слонёнок.
За мамой – лисицей крался лисёнок.
За мамой – ежихой катился ежонок.
За мамой – медведицей шёл медвежонок.
2 гр. Прочитай. Спиши предложения. В каждом предложении найди главные члены. Определи падеж выделенных имён существительных.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – слонихой топал слонёнок.
За мамой – лисицей крался лисёнок.
За мамой – ежихой катился ежонок.
За мамой – медведицей шёл медвежонок.
3 гр. Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.
Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).
Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).
Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).
Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).
Октябрь землю покроет – где листком, где ___________________
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, снежком, капелью, делом.
3 гр. Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.
Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).
Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).
Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).
Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).
Октябрь землю покроет – где листком, где ___________________
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, снежком, капелью, делом.