Внеклассное занятие по русскому языку
«ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ И НА КОНЦЕ СЛОВА»
Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.
В класс входит «Незнайка». В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».
НЕЗНАЙКА:
Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с проверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».
(Работа проводится по вариантам.Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес.)
1-й вариант 2-й вариант
Город колхоз
Завод огород
Молоток плуг
Рабочий овес
Победили учащиеся, выполнявшие первый вариант.
Дорогие мои победители,
А в зоопарк не хотите ли?
Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей могучий ле…(ф, в),
А тут жира…(в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый е…(ш, ж). Чем не хорош?
Ено…(д, т) – красавец смотрит вниз,
Там тянулась сладко ры…ь (з, с).
Плывет могучий бегемо…(т, д),
Медве…ь (т, д) над нерпою ревет.
И белый голу…ь (б, п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.
(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)
Назвали предметы все по порядку.
Теперь приглашаю всех на зарядку.
(Проводится физкультминутка.)
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Продолжаем занятие.
Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.
А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому варианту свое.
1-й вариант
КАТОК САД ДЕТСКИЙ МИР
Ле…кий доро…ка игру…ки
Мя…кий тро…ка лоша…ка
Гла…кий бере…ки крова…ка
Сколь…кий ду…ки ры…ка
Ре…кий рома…ки мы…ка
2-й вариант
ШКОЛА МОРЕ СТОЛОВАЯ
Тетра…ка пло…цы сли…ки
Кни…ка гре…цы голу…цы
Обло…ка фла…ки хле…цы
Промока…ка остро…ки пиро…ки
Дети пишут слова яркими фломастерами, желающие рисуют. Входит Бабушка-Загадушка.
Бабушка-Загадушка
Дорогие ребятки, отгадайте загадки.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(Колос, голос.)
С глухим согласным – я число,
Со звонким – вид железа.
(Шесть, жесть.)
Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку: Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.
Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились и отличились.
Напоследок, мои ребятишки,
Получите, пожалуйста, книжки.
Родители вручают детям книгу «Загадки». Входит Буратино.
Буратино:
А сейчас давайте играть.
Будем кукол мы одевать.
(Команда девочек получает куклу-девочку, команда мальчиков – куклу-мальчика.)
Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова. Что есть у вашей куклы?
(Девочки называют слова: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки.)
Вот какая красавица – кукла. А что оденут мальчики на свою куклу?
(Мальчики называют слова: шубка, сапожки, шапка, варежки, рубашка,)